Святитель МАКАРИЙ, митрополит Московский и Коломенский, апостол Алтая (в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский). НОВОСИБИРСКИЕ СВЯТЫЕ. 1 марта.
от редакции Русского Поля: первый раз мы встретились со святителем Макарием (Невским) в Томске, когда поехали в паломническую поездку в 2015 году. Затем встретились с Макарием (Невским) на Алтае, когда в 2017 году пошли семьёй в десятидневных крестный ход «По стопам миссионеров Алтайских» по Горному Алтаю.
Родился 1 октября 1835 года, на празднование Покрова Божией Матери, в селе Шапкино Владимирской губернии. Отец его, Андрей Иванович, служил причётником сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы. С детства мать приучила маленького Михаила к молитве. Любимым чтением юного Михаила были творения святого Тихона Задонского, Ефрема Сирина и житие преподобного Серафима Саровского.
В 1854 году он закончил семинарию (здесь ему дали фамилию Невский) и согласно своему желанию служить делу проповеди Евангелия поехал в Алтайскую миссию рядовым сотрудником, хотя по блестящим успехам мог бы продолжить обучение в Академии. Образцом миссионерского служения для него стал преподобный архимандрит Макарий (Глухарёв, память 18 мая) основатель Алтайской миссии, о жизни и трудах которого он слышал от очевидцев. Первое время будущий святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.
16 марта 1861 года он принимает монашеский постриг с именем Макария, в честь преподобного Макария Великого. На следующий день его рукополагают в иеродиакона, а 19 марта – в иеромонаха. Теперь начинается его самостоятельное миссионерское служение – сначала в Чемальском стане, а затем в Чулышмане. Успех проповеди мог быть лишь в том случае, когда народу несли Слово Божие на его родном языке. Поэтому отец Макарий в совершенстве овладел алтайским языком и его наречьями. И многие годы он посвящает переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани. В 1875 году отца Макария назначают помощником начальника Алтайской миссии.
В 1883 году отца Макария возводят в сан епископа Бийского и он становится начальником Алтайской миссии. В этой должности владыка прослужил восемь лет. За это время число крещёных возросло до 19216 человек (во время основания миссии при преподобном архимандрите Макарии (Глухарёве) число крещёных – 675 душ), число приходских храмов – до 49, открыто такое же количество школ и училищ с числом учащихся до 1168 человек.
За 36 лет своего миссионерского служения владыка Макарий приобрёл всероссийскую известность. 26 мая 1891 года преосвященный Макарий назначается на Томскую и Семипалатинскую кафедру (титул неоднократно менялся: с 1895 г. — Томский и Барнаульский, с 1908 г.- Томский и Алтайский). Владыка Макарий считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних утешение, для других – наставление, для третьих – ободрение, а для иных обличение». Он занимался также попечительством: к концу пребывания его на Томской кафедре в Томске было одиннадцать церковно-приходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, шесть приютов для детей, ночлежный дом, пять богаделен. За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства.
Более двадцати лет пребывал Владыка Макарий на Томской кафедре и все это время он самоотверженно продолжал апостольский путь, на который вступил еще в своей юности.
В церковных ведомостях за 1912 г. имеются сведения о пастырско-миссионерском служении высокопреосвященнейшего Макария за годы управления обширной епархией: «Несмотря на чрезвычайную обширность своей епархии, простирающейся на 760.000 кв. верст, на отсутствие не только удобных, но подчас хотя бы каких-нибудь путей сообщения, несмотря на преклонный возраст Владыки, в Томской епархии нет уголка, где бы паства не видела своего пастыря».
Святитель Макарий предчувствовал грядущие события в России. В одном из своих поучений он говорил: «Мы переживаем смутные времена. Бывали на Руси лихолетия, но тогда было не так худо как теперь. Тогда были все за Бога, все желали знать, что Ему угодно; а теперь не то. Тогда были за Царя. Теперь опять не то. Теперь слышатся голоса хульные на Бога и замыслы против Помазанника Его… В подмётных письмах и листках их мы читаем, что они, как вестники ада, жаждут разрушения, беспорядков… Их желание — всё перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими…». Владыка предрекал, обличая смутьянов: «Не хотите вы своей Русской власти, так будет же у вас власть иноплеменная».
В Мае 1906 года его возвели в сан архиепископа. А в 1912 году назначили митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, владыка большое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность современников, выступает против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией». Священномученик Арсений (Жадановский) (память 14 сентября) в своих воспоминаниях писал: «Гордой столице не понравилось его простое учительство, его строго церковное патриархальное направление. Отшедшие от веры и доброй нравственности люди считали его за отсталого, неинтересного архиерея, а пастыри, ставившие на первое место не спасение пасомых, а свои личные житейские интересы, не находили себе в митрополите поддержки».
Митрополит Макарий был духовным писателем, имел дар умной сердечной молитвы, был строгий монах и аскет.
В 1917 году после Февральского переворота в газетах начинается кампания клеветы на владыку, который остался верен присяге государю и отказался присягнуть Временному правительству. Святителя принуждают «как не соответствующего духу времени» – под угрозой заключения в Петропавловскую крепость – подать прошение об отставке. Это было явно беззаконное, противоканоническое действие со стороны Временного правительства, так как московские митрополиты благодаря своему особому статусу никогда не увольнялись на покой – ни по причине болезни, ни по старости. Кроме того, 82-хлетнего старца лишили положенного ему по статусу содержания и права проживания в Троице-Сергиевой Лавре – священноархимандритом которой он был, – сослав в Николо-Угрешский монастырь.
Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Не раз посещал больного владыку св. патриарх Тихон, последнее их свидание было в августе 1924 года, оба испросили друг у друга прощение. Священномученик митрополит Пётр, став патриаршим местоблюстителем, просил у старца благословения, и владыка с любовью подарил ему свой белый клобук.
Выдающийся святитель-миссионер, «Апостол Алтая», «Сибирский столп Православия», «живой русский святой» – так называли его современники – почил 16 февраля (1 марта) 1926 года в посёлке Котельничи Московской области Люберецкого района. В 1957 году его честные нетленные останки были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру и захоронены в храме Русских Святых Успенского Собора.
31 августа 2016 года мощи святителя Макария (Невского) были перенесены Патриархом Московским и всея Руси Кириллом из Троице-Сергиевой лавры в Горно-Алтайск. В ходе визита в Горно-Алтайск Святейший Патриарх Кирилл совершит закладку нового кафедрального собора в честь Всемилостивого Спаса Горноалтайской епархии, где впоследствии будут храниться мощи святителя Макария. До окончания строительства собора мощи апостола Алтая будут находиться в храме преподобного Макария Алтайского (Глухарёва).
Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Включен в Собор Московских святых (память в воскресенье перед 26 августа по старому стилю), Новосибирских святых.
По благословению и при личном участии владыки Макария произошли основные вехи становления Ново-Николаевска (Новосибирска): 1894–1897 гг. – строительство моста через Обь; 1897–1899 – строительство собора святого князя Александра Невского (епископ Макарий освятил главный престол собора); 1901 – по благословению владыки Макария освящен Покровский храм; 1906 г. – архиепископ Макарий освятил храм Михаила Архангела в с. Козиха, также, предположительно, и многие другие храмы.
1) В Новосибирске действует православный центр глухих и слабослышащих во имя святителя Макария Алтайского;
2) Во имя святителя Макария (Невского) строится храм в Дзержинском районе Новосибирска.
Источники:
Миссионерское служение Святителя Макария (Невского) митрополита Московского
http://www.sofia-sfo.ru/history_of_russ_church
Беликов Д. Митр.Макарий (Невский), как проповедник. // «Прибавление к церковным ведомостям», 1911, №30-32.
Царю Небесному и земному верный. Митр. Макарий Московский, Апостол Алтайский (Парвицкий-«Невский») 1835-1926 гг. М., 1996.
ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ МАКАРИЯ (НЕВСКОГО), МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И КОЛОМЕНСКОГО
https://pravoslavie.ru/put/061025170209.htm
в качестве приложения:
прогулка по Томску в 7 июня 2015 года
2-12 августа 2017 года — крестный ход «По стопам миссионеров Алтайских»