Архимандрит Никон (Дубляженко): «В храмы на Пасху нас не пускает не коронавирус, а законы современного либерального гуманизма» (13.04.20)

В очередном, восьмом интервью цикла бесед Царьграда с православными священнослужителями, посвящённого ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции, мы побеседовали с архимандритом Никоном (Дубляженко). Отец Никон, воспитанник известного старца схиархимандрита Зосимы (Сокура) из донбасского Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря, за свои убеждения и действия провёл 2015-2016 годы в застенках СБУ и сейчас пребывает в одной из российских монашеских обителей.

Автор:
Тюренков Михаил

ЦарьградОтец Никон, почему распространение коронавирусной инфекции взбудоражило современное общество сильнее потрясений, приносящих куда большие человеческие жертвы? Какие духовные проблемы обнажила эта ситуация?

Архимандрит Никон (Дубляженко): Есть такой порог, переступив который человек теряет связь с Источником жизни и рождает смерть… То, к чему пришёл человек в духовном и нравственном смысле в настоящее время, уже само по себе является «болезнию к смерти». Очень наглядно можно увидеть действие этого духовного закона на примере Украины. Основатель и духовник нашего монастыря схиархимандрит Зосима (Сокур) предупреждал нас:

Бог поругаем не бывает. За великий грех богоотступничества нашего народа, за раскол на Украине, за то, что Украина допустила осквернение земли нашей святой посещением папы римского, главного еретика и раскольника, она подпала под проклятие Божие. И народ, начиная от президента, должен принести за это Богу покаяние.

Следствием такого падения мы видим трагедию на Украине, развернувшуюся на наших глазах. Но ни война, ни залитая кровью и страхом земля Донбасса ни привели людей к покаянию, падение только усугубляется… А ведь Господь в Евангелии говорит нам о том, что наказание одного должно служить назиданием для каждого: «Думаете ли вы, что они были грешнее всех, что так пострадали? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете».

Господь не хочет, чтобы погиб ни один из нас, а потому продолжает «стучать» в наши сердца. Сейчас Он попустил страху смерти сковать наши ум и сердца, дал власть силам зла господствовать в этом мире, поставил каждого перед лицом смерти, лопнули, как мыльный пузырь, вся наша устойчивость, комфорт и самоуверенность. Опыта такого масштаба история человечества ещё не переживала, а потому так затрепетали наши сердца.

Но, как говорят святые отцы: Господь не попускает ни единого зла, если из него не выйдет много добра. Время боли и скорби – благоприятное время для боголюбивой души, потому что именно в такие моменты она очищается и рождает решимость и мужество, ревность и верность – это именно то, чего ждёт от нас Господь!

ЦарьградИзвестно, что даже в годы Великой Отечественной войны действующие храмы не закрывались для верующих. Но сегодня призывы запретить соборные богослужения и вообще не пускать христиан в наши храмы и монастыри звучат всё чаще. Что это: страх, недоверие к Богу или проявившееся подспудное богоборчество? Как вообще верующим реагировать на это?

Отец Никон: Действительно, мы знаем, что даже в 1942 году советскими властями было разрешено празднование Пасхи, несмотря на то что пришлось нарушить законы светомаскировки. Вспоминаются слова нашего старца: «Не заблудитесь, антихрист идёт, лестию так будет прельщать, так будет от Бога отворачивать. Сегодня слушал Евангелие в церкви: «Приду на землю, едва ли веру обрящу на земле».

Сейчас нет открытого гонения на Церковь, за веру не сажают в тюрьмы и не убивают. Но почему-то законы либерального гуманизма современного общества под видом заботы и любви к ближнему вдруг противопоставляются участию в богослужениях Церкви и ставят каждого перед вопросом, где и как мне провести Пасху.

Самое страшное, из-за чего человек может потерять себя и предать Истину, – это маловерие и страх, именно поэтому чаще всего в Евангелии Господь говорит: «Не бойся!», и на протяжении всей своей проповеди на жизненных примерах показывает побеждающую силу веры и учит человека побеждать и преодолевать маловерие и страх! Апостолы поняли всю глубину этой истины, потому единственной их просьбой к Учителю стали слова: «Господи, умножь в нас веру» (Лк. 17:5).

Там же, в Евангелии, мы находим и пример отношения Христа к «заразной» болезни. Когда к Нему пришли десять прокажённых, Он не осудил их за то, что они своим пришествием к Нему поступили не по любви, подвергнув риску заражения всю ту бесчисленную толпу, которая окружала Христа (а ведь проказа в то время была одним из самых опасных и страшных заболеваний, так что заболевших даже вовсе выселяли за пределы города). Он даже не сказал им: сидите в своих домах, я Сам к вам приду. Но Он был тронут их верой и дерзновением, свидетельством чего стало их скорое исцеление.

Господь здесь, на земле, оставил после Себя нам Церковь, которая как Мать Родная греет и хранит своих чад, и лишиться Её для христианина страшнее самой смерти. В молитве перед исповедью священник читает такие слова: «Внемли́ у́бо: поне́же бо прише́л еси́ во враче́бницу, да не неисце́лен отыдеши». Церковь – это врачебница, в которой врачуются недуги и тела, и души! Никому наверняка в голову не придёт запрещать человеку, нуждающемуся во врачебной помощи, обращаться в больницу из-за скопления там больных людей, якобы сохраняя себя и близких от возможного там заражения. Точно так же верующему человеку и в голову не может прийти мысль, что припадая к Источнику жизни, к Победителю смерти, он может там обрести горечь и смерть!..

Что же касается насаждённого у нас сейчас гуманизма и жажды во чтобы то ни стало сохранить жизнь свою и близких, Господь также даёт ответ в Евангелии: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет её» (Лк. 9:24). Для православного, верующего христианина, когда вопрос стоит о верности своей святыне, никогда жизнь ни его, ни его близких и родных не бывает приоритетом.

Пример этого нам преподает Церковь во множестве своих святых. Это и мученица София, которая не пыталась сохранить жизнь своим дочерям, а, наоборот, убеждала и уговаривала своих юных и нежных чад испить чашу мук до конца; это и мученица Наталья, которая не хотела впустить в дом мужа Адриана, когда он вернулся из тюрьмы, думая, что он приобрел это освобождение ценой малодушия и предательства; это и мать мученика Мелитона (одного из 40 мучеников Севастийских), которая не воспользовалась «милостью» мучителей, которые, видя его оставшимся в живых, решили сохранить ему жизнь, она без единой слезы, с радостью на лице сама взяла его на руки, положила на колесницу вместе с телами других, говоря: «Не лишись венца, мой дорогой сын, присоединись к соратникам, чтобы наслаждаться тем вечным светом, который развеет мою скорбь», и сопровождала колесницу до самого костра.

Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон (Беллавин). Фото: patriarchia.ru

Это и пример истиннаго Отца и хранителя Церкви – святителя Тихона, Патриарха Московского, исповедника, от одного слова которого в 20-е годы прошлого столетия зависели жизни сотен людей. Каждый день ему приходилось противостоять натиску безбожной власти, которая за его «неуступчивость» ежедневно расстреливала сотни чад Церкви, а он, с полной ответственностью перед Богом и Церковью, твёрдо и мужественно стоял до смерти, сохраняя Церковь в чистоте и верности!

ЦарьградНаибольшее смущение среди миллионов православных христиан сегодня вызывает перспектива, что грядущие Пасхальные богослужения пройдут без прихожан. Как нам относиться к такой ситуации?

Отец Никон: Ситуация сродни той, когда Христу, искушая его, задали вопрос: «Скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?», ответ тот же: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

Для верующего православного человека богослужения и праздники – это не воспоминания каких-то дорогих сердцу событий давно минувших лет. Церковь вне времени! Это единственное место на земле, где действуют законы Вечности! Того, кому Христос – Творец, Отец, Спаситель и Друг, который сейчас, в эти дни, идёт в Иерусалим на вольную Страсть моего ради спасения, что может остановить, чтобы не поспешить навстречу Ему с пальмовыми ветвями, чтобы вместе с учениками не быть участником Тайной Вечери, не разделить с ним муку Гефсиманского моления, не последовать за Ним на Голгофу, не омыть и не погрести Его потом, после такой страшной и мучительной смерти ради меня?!

Сегодня мы как бы уже переживаем день Великой Субботы. Всё и все замерли в растерянности и страхе… Храмы, как гроб, заваленный огромным камнем, который не осилить простым человеческим усилием в одиночку, запечатанный печатью закона… Но мы знаем, что там лежит наш Христос, и ничто не может удержать истинно любящее сердце от того, чтобы не пойти вместе с Женами-Мироносицами и не увидеть Его хотя бы ещё раз, даже ценою своей жизни!

Но намного страшнее камня и стражи у гроба тот камень, который запечатывает наши души для Воскресшего Христа, – это наши безверие и страх! Перед каждым из нас и сегодня выбор: оставив Его, бежать и сидеть за закрытыми дверями «страха ради иудейска» или позволить Любви победить страх и встретить Христа, коснуться стоп Его и услышать сладчайший глас Его, зовущий меня по имени.

Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же! (Евр. 13:8)

Источник