Протоиерей Борис Пивоваров: «Культура – это святыни народа» (03.04.15)

На вопрос «Что такое культура?» академик Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906–1999) ответил: «Культура — это святыни народа». Такой краткий и исчерпывающий ответ дал носитель высочайшей культуры — человек, которого уже при жизни называли совестью нации.

Эти слова как завещание великого ученого сохранились в статье «Культура как целостная среда», ставшей предисловием к его книге «Русская культура» (Москва, изд. «Искусство», 2000. С. 9).

Целостную среду отечественной культуры нагло стремится разрушить так называемое современное искусство.

Что такое современное искусство?

С этим понятием теперь в первую очередь ассоциируется череда скандальных событий, ничего общего не имеющая ни с культурой, ни с искусством в традиционном понимании этих слов. Для такой разновидности «современного искусства» скандал является не только рекламой, но и главной движущей силой, разрушающей базовые национальные ценности и глумящейся над святынями народа, над его традиционной культурой.

В Новосибирске очередным походом адептов «современного искусства» на традиционную культуру и на святыни русского народа стала постановка «Тангейзер» в НГАТОиБ.

Почему разразился скандал? И что, собственно говоря, произошло в крупнейшем, как мы привыкли слышать, культурном центре Сибири?

Создатели глумливого зрелища срочно обвинили в разразившемся скандале верующих, умалчивая, как долго и старательно они сами готовили этот скандал. И как еще до первого показа режиссер спектакля публично заявлял, что цель его постановки — «разрушить все границы дозволенного». Поэтому в случившемся скандале надлежит винить не Церковь, а тех лиц, которые, действуя как провокаторы, нарушают гражданский мир и общественное спокойствие. Своим спектаклем они пытаются навязать современному российскому обществу свою догму: «Всё позволено!» А граждане, которые хотят сохранить свою национальную и гражданскую идентичность, считают: «Позволено не всё!»

Не позволено кощунствовать над Крестом — главным символом и важнейшей святыней христиан, являющихся полноправными гражданами России.

Не позволено глумиться над образом Иисуса Христа.

Не позволено уподоблять сцену государственного учреждения частным стриптиз-клубам.

Если государство (в лице своих судебных и иных властных инстанций) позволит то, что считает непозволительным большинство граждан страны, — значит, государство становится на путь саморазрушения.

Вокруг спектакля разразились хульными публикациями многие антицерковно настроенные СМИ. Любители день и ночь проводить за компьютером излили на православных верующих свои ушаты словесных помоев. Многие ответственные лица заняли выжидательную позицию: неясно, куда в конце концов склонится чаша весов.

А на весах-то — судьба России, а не только карьера директора театра и горе-режиссера. Скандально ославившийся режиссер, может быть, получит не только московскую, но и европейскую сцену. В Европе его, вероятно, скорее поймут. А что делать на фоне этого спектакля с национальной стратегией развития воспитания в Российской Федерации, которая разрабатывается и обсуждается в настоящее время? Как такие спектакли повлияют на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи?

Ответ ясен: они будут изнутри разлагать наше сообщество, будут противостоять духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи, будут приучать наших граждан безобразное признавать культурой и искусством.

Аты-баты, адвокаты

Спектакль в НГАТОиБ, названный «Тангейзером», стал своеобразным продолжением хульной акции, которая была предпринята в Храме Христа Спасителя. Об этом прямо сказал протоиерей Димитрий Смирнов: «Это продолжение того панк-молебна, который был в Храме Христа Спасителя. Люди видели, как это работает: совершенно неизвестные люди стали известными на весь мир — их принимают президенты. Поэтому если хочешь заработать денег, сделай что-нибудь кощунственное — получишь деньги, известность, публику, признание, по крайней мере, в Европе, где есть мода на кощунство».

Кто выступал на суде в роли защитников директора театра Б. Мездрича и режиссера Т. Кулябина? Адвокаты Сергей Бадамшин и Валентин Демиденко. Понятно, что у адвоката такая работа: он может (должен) защищать любого человека, которому грозит наказание. Законодательство требует, чтобы у обвиняемого был защитник. Но есть у адвокатов и специализация…

Сергей Бадамшин ранее был адвокатом лиц, обвиняемых за призывы к массовым беспорядкам по «Болотному делу». Он же выступал защитником Екатерины Самуцевич, одной их тех безобразниц, которые участвовали в кощунственном «концерте» в Храме Христа Спасителя 21 февраля 2012 года.

Первый адвокат Т. Кулябина Валентин Демиденко ранее был адвокатом Артема Лоскутова, производителя футболок со стилизованными под икону кощунственными изображениями.

Вот такая команда адвокатов защищала директора НГАТОиБ Б. Мездрича и режиссера Т. Кулябина. И после этого верующим гражданам Новосибирска пытаются внушить, что в спектакле не было ничего, что оскорбляло бы чувства верующих. В судебном процессе выступают два адвоката, которые ранее «провалили» свою защиту именно по обвинению их подзащитных в оскорблении чувств верующих. А теперь эти адвокаты уже на новом поприще пытаются доказывать, что и в «Тангейзере» никто не хотел оскорбить чувства и достоинство верующих граждан.

Пригласив этих адвокатов, Б. Мездрич и Т. Кулябин как унтер-офицерская вдова из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», «сами себя высекли». Ухватившись за помощь адвокатов, защищавших богохульников, директор театра и режиссер вписали свои имена в компанию откровенных кощунников — врагов Церкви.

«Либеральное сообщество» на фоне скандала вокруг спектакля «Тангейзер» издевается над дефицитом духовных скреп, кликушествует при каждом упоминании о православии. Любители «безграничной свободы» в сфере искусства хотят сделать мир культуры России своего рода «однополярным миром». В этом их «свободном мире» кощунство и богохульство будут беспредельно господствовать. А православные граждане России будут иметь только одно право — помалкивать о своих убеждениях. Поэтому когда наши граждане вдруг поднимают голос в защиту традиционных духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей, то в среде защитников безобразия начинаются приступы кликушества на тему «православных активистов».

Слово «безобразие» обозначает то, что «без образа». Образ — это пример высокого, прекрасного, лучшего, совершенного. Безобразие — это то, что принципиально отвергает высокое, прекрасное, лучшее и совершенное. Когда нет подлинного творчества, кратчайший путь к славе — разрушение того, что хранит культурно-историческая традиция.

Надо ли останавливать кощунников?

Если имеет место то, что нарушает гражданский закон, оно обязательно должно пресекаться. Свобода слова и творчества заканчивается там, где начинается беззаконие: кощунства над святыми символами, именами, образами, где популяризируется распущенность, пошлость, разврат, где разрушаются нравственные нормы. Причиной повторения кощунственных деяний является безнаказанность. Но если люди будут понимать, что за акт надругательства над чувствами верующих и их достоинством как полноправных граждан России последует не символический штраф, а более серьезное наказание, они станут гораздо внимательнее относиться к своим действиям.

«Горе-танцовщицы» грозились, что по выходе из заключения непременно продолжат свои «художества». Но, похоже, что снова в тюрьму им не хочется. Одно дело гастролировать по заграницам и там «доказывать», что в России нет свободы творчества, а другое — повторить свои безобразия здесь, противопоставляя себя закону.

Депутат Госдумы Ярослав Нилов считает, что оскорбление образа Иисуса Христа в постановке оперы «Тангейзер» в Новосибирском государственном оперном театре безнравственно и противозаконно — это оскорбление чувств верующих. «Оправдывать свободу творчества свободой слова — желание получить популярность на скандале, не просчитывая социальные последствия».

Когда суд оправдал Б. Мездрича, Я. Нилов прокомментировал это следующим образом: «Это решение (суда) может быть еще обжаловано, оно не вступило пока в силу, но в любом случае директор уже понес моральную ответственность. Эта труппа уедет оттуда, а этот негативный душок, зловоние останется. Размещать подобные публикации безнравственно, некрасиво, непорядочно и противозаконно». Верно подмечено: зрители после спектакля покинули театр, а зловонный душок остался.

Что гласит закон?

Законы об оскорблении религиозных чувств верующих граждан существуют во многих странах. Эти законы ограничивают свободу слова и выражения своего мнения в отношении святынь, религиозных артефактов, обычаев и верований. За 70 лет господства безбожной идеологии в СССР некоторые граждане забыли о том, что у кого-то из их сограждан имеются какие-то религиозные чувства. Воинствующие атеисты считали, что религиозность их верующих сограждан — это лишь объект насмешек в сатирическом журнале «Крокодил». Но в новой России — новое законодательство. И оно защищает (должно защищать!) чувства верующих граждан России и их гражданское достоинство. Следует подчеркнуть, что объектом правовой защиты являются не сами религиозные представления верующих людей, а права и законные интересы этих людей как полноправных граждан России. Закон защищает от оскорблений по признаку религии человеческое достоинство верующих граждан. Поэтому закон запрещает всякое публичное кощунство.

Этого не понимают или не хотят понимать воинствующие безбожники и их адвокаты. Если, согласно их мировоззрению, Бога нет, то ни у кого не может быть никаких религиозных чувств. А если религиозных чувств не бывает, то их и оскорбить невозможно. Такая логика делает кощунников «сверхчеловеками»: они уже «по ту сторону добра и зла» и вместе с Ницше готовы гласить о «смерти Бога».

Но Бог поругаем не бывает. Разрушая границу между добром и злом, между традиционной нравственностью и развратом, между традиционным искусством и надругательством над ним, адепты так называемого «современного искусства» не столько вредят религии, сколько разрушают сферу общественной морали, отечественную культуру, гражданскую идентичность граждан России. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» содержит понятия «религиозные убеждения», «религиозные чувства», «объекты религиозного почитания». Из анализа соотношения этих понятий явствует, что религиозными являются чувства благоговейного отношения лица к тому, что в соответствии с его религиозными убеждениями является для него святыней. Святыней для верующего человека являются личности и деяния святых, а также священные изображения и тексты, иные предметы религиозного назначения, места религиозного почитания.

До 2013 года в России оскорбление религиозных чувств квалифицировалось только как административное правонарушение. Статья КоАП 5.26, часть 2, запрещала «оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики».

Но в июне 2013 года в действующее законодательство были внесены поправки об увеличении ответственности за оскорбление чувств верующих, в том числе устанавливающие уголовную ответственность в виде лишения свободы за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» (ст. 148 УК РФ). Вместе с тем был увеличен и размер ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 5.26 КоАП.

Российское законодательство совершенствуется. Новые вызовы общественной нравственности и правопорядку побуждают государство Российское принимать новые законы, охраняющие общественную нравственность и правопорядок. Например, разгул ненормативной лексики на сценах театров привел к принятию закона, запрещающему «выражаться» на сцене. Некоторым деятелям культуры это показалось ограничением их талантов. Некоторые стали издеваться над новым законом. Но закон есть закон.

Введенная Федеральным законом № 136-ФЗ от 29 июня 2013 года новая редакция статьи 148 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за оскорбление религиозных чувств верующих.

Не секрет, что это увеличение ответственности было связано со скандально-кощунственными «танцами» в Храме Христа Спасителя. Защитники танцовщиц в масках сначала доказывали, что плясуньи ничего плохого не делали: только занимались «творческим самовыражением». Такое у

них «искусство». Затем была попытка доказать, что это было только политическим хулиганством, не ставившим целью оскорбить чувства верующих. Но суд квалифицировал их деяние как уголовное правонарушение. И, несмотря на всемирные вопли защитников «свободы слова и творчества», эти безобразницы получили срок. Так действующее законодательство России поставило точку в вопросе: «А возможно ли вообще оскорбить религиозные чувства?»

Действия, совершенные в «Тангейзере», отличаются от упомянутых действий в Храме Христа Спасителя тем, что вторые совершены «в месте, специально предназначенном для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний», а здание НГАТОиБ не является местом, предназначенном для религиозных обрядов. По мнению защитников скандального спектакля, здесь оскорблять религиозные чувства законом не возбраняется. Самый распространенный аргумент против верующих зрителей в социальных сетях: «Не хотите оскорбляться — не ходите в театр!»

Но такие рассуждения говорят лишь о правовой безграмотности защитников скандальной постановки. Следует знать, что закон, предусматривающий наказание за оскорбление религиозных чувств верующих, имеет несколько пунктов.

П. 1 ст. 148 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Нарушение права на свободу совести и вероисповедания» предусматривает следующие наказания за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих»: штраф в размере до 300000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок до 240 часов, либо принудительными работами на срок до 1 года, либо лишением свободы на тот же срок. Под этот пункт подходит скандальный спектакль «Тангейзер» в НГАТОиБ, если удастся доказать очевидное: постановка явилась публичным действием, совершенным в целях оскорбления религиозных чувств верующих.

А п. 2 ст. 148 УК РФ предусматривает более строгое наказание. Это наказание за деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, но совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний. Эти деяния наказываются штрафом в размере до 500000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового. Под эту статью подпадают оскорбляющие чувства верующий деяния, совершенные в храме или в ином месте, где совершается богослужение.

Это значит, что закон строже наказывает за богохульства и кощунства в храме. Но закон наказывает за оскорбление религиозных чувств и за деяния, совершенные не только в храме, просто мера уголовного наказания в данном случае несколько меньше.

Под явным неуважением к обществу современная правоприменительная практика понимает нарушение общепризнанных норм и правил поведения, продиктованное желанием виновного лица противопоставить себя окружающим, например, в отношении их религиозных чувств, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним.

Характер явного неуважения к обществу носили непристойные телодвижения многих участников первого акта «Тангейзера». Они носят явно оскорбительный характер по отношению к образу Иисуса Христа и публично оскорбляют чувства верующих. О гнусном постере и говорить нечего. Это публичный плевок в сторону верующих граждан. НГАТОиБ — это не частная лавочка, а государственное учреждение. Поэтому столь срамная постановка не должна иметь место в государственном учреждении культуры. Напомним: «Культура — это святыни народа». Нельзя под видом «современного искусства» оскорблять чувства народа.
Что же остается делать кощунникам и извращенцам? Для них остаются закрытые выставки и показы, предусматривающие особые условия показа и недопущение детей. Но им это не интересно. Собираясь небольшими кучками, как на нудистском пляже, они быстро наскучивают друг другу. А когда они начинают нести свое «искусство» в массы, тогда ощущают себя провозвестниками всеразрушающей «свободы».
Ирина Прохорова, не посмотрев скандальный спектакль «Тангейзер», заявила на всю страну, что на этот спектакль детей водить надо! «На мой взгляд, на эту оперу детей водить нужно, это — самое религиозное произведение»≫. И. Прохорова даже не удосужилась узнать, что сюжет у Т. Кулябина совсем иной, нежели у Вагнера. Такая у нее идеологическая платформа.
Кто выступает против осрамившегося спектакля «Тангейзер»? Противников кощунственного спектакля его защитники стараются представить как невежественных борцов с культурой. Между тем, именно эти люди достойны называться защитниками культуры и искусства от разложения и уничтожения. «Современное искусство» Т. Кулябина и Б. Мездрича — это антиискусство. «Анти» в переводе с греческого языка означает «вместо» и «против». Оба значения здесь сходятся: скандальный спектакль «Тангейзера» — это и вместо и против культуры, против искусства.
О вкусах, как известно, не спорят. Но есть столпы культуры, к словам которых все-таки стоит прислушаться. Недавно почивший русский писатель, член Патриаршего Совета по культуре Валентин Григорьевич Распутин о народе России сказал: «Народ в сравнении с населением, быть может, невелик числом, но это отборная гвардия, в решительные часы способная увлекать за собой многих. Всё, что могло купиться на доллары и обещания, — купилось; всё, что могло предавать, — предало; всё, что могло согласиться на красиво-унизительную и удало-развратительную жизнь, — согласилось; всё, что могло пресмыкаться, — пресмыкается. Осталось то, что от России не оторвать и что Россию ни за какие пряники не отдаст. Ее, эту коренную породу, я называю «второй» Россией, в отличие от «первой», принявшей чужую и срамную жизнь. Мы несравненно богаче: с нами — поле Куликово, Бородинское поле и Прохоровское, а с ними — одно только «Поле чудес»». На вопрос о популярности героев скандальных книг, спектаклей и фильмов В.Г. Распутин ответил: «Мы с вами ломимся в открытые двери. Эти двери бесчинства и вседозволенности давно нараспашку, а мы никак не хотим с этим смириться и всё проверяем, не вступил ли в силу спасительный закон, который преградит им, то есть бесчинству и вседозволенности, преступный путь. Нет, не вступил. А если бы и вступил, толку от него всё равно было бы мало. Законопослушания быть не может, когда в обществе царит безнравственность».
Участники митинга против спектакля 14 марта возле НГАТОиБ говорили журналистам: «Если театр имеет воспитательную функцию, то кого мы будем воспитывать подобными постановками? Извращенцев?»
Достигнув оправдания в мировом суде, Т. Кулябин и Б. Мездрич добились «пирровой победы». Еще одна такая победа — и Новосибирск станет символом разрушения традиционной культуры, столицей антиискусства. Многие современные средства массовой информации поднимают свой рейтинг за счет скандалов. Скандал вокруг спектакля «Тангейзер» стал обильным источником для пропагандистов скандалов. Подобно тому, как несколько лет назад реклама известного фильма Скорцезе начиналась словами «Самый скандальный фильм десятилетия», так и ныне многие средства массовой информации упиваются комментариями по поводу самой скандальной постановки Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Только теперь слова «государственный» и «академический» поблекли в наименовании театра…

Итоги
Итоги противостояния традиционных для многовековой культуры России нравственных устоев и преступной вседозволенности, пробивающей себе путь под видом «свободы творчества», подводить еще рано. Но предварительные выводы сделать можно: урок Т. Кулябину и Б. Мездричу пошел не впрок. 11 марта в «Российской газете», являющейся общенациональной газетой, была напечатана статья Нины Рузановой «Сам себе судья». В качестве подзаголовка к этой статье Т. Кулябину был дан совет: «Теперь режиссер Кулябин может сам убрать оперу из репертуара». Но доброго совета, посланного ему «Российской газетой», режиссер, к сожалению, не услышал… Между тем Нина Рузанова ясно написала Т. Кулябину: «Главное, помнить давно известную истину: абсолютной свободы не бывает в принципе; и чем шире границы свободного пространства, тем большая ответственность ложится на каждого творца».
Как разрушители традиционной культуры Б. Мездрич и Т. Кулябин уже достигли «славы Герострата». Теперь для Т. Кулябина, как и для дирижера спектакля, открыты самые крупные сцены Москвы и Санкт-Петербурга. Хорошо, если бы они взяли с собой и Б. Мездрича, который помог им достичь такого признания ценителей «современного искусства». А Новосибирск пусть лучше останется столицей классической оперы и классического балета.
В «Заявлении Межрелигиозного совета России о свободе слова и оскорблении чувств верующих», сделанном 26 января 2015 года, говорится: «Свобода нуждается в ограничении, в противном случае она может становиться насилием против других — в форме непосредственного физического воздействия или в форме слова, способного глубоко ранить душу человека. Свобода самовыражения не должна ущемлять права других людей, унижать честь и достоинство верующих, оскорбляя то, что является для них самым сокровенным и дорогим. Индивидуальная свобода должна подчиняться принципам справедливости, человечности и общего блага. Свобода также неразрывно связана с понятием ответственности. Условия современного глобального мира, характеризующегося высокой степенью соприкосновения и взаимозависимости между отдельными политическими, экономическими и культурными силами, а также развитие возможностей человека и его потенциала созидать и разрушать делает как никогда актуальным вопрос об ответственности СМИ. Грубые высказывания и кощунственные карикатуры, оскорбляющие чувства верующих, неизбежно провоцируют конфликты на межрелигиозной и межнациональной почве, поэтому всем публичным деятелям необходимо быть крайне острожными с такой деликатной сферой, как религия, и отдавать отчет о возможных последствиях своих действий».
Выступая на I Калининградском форуме Всемирного Русского Народного Собора 14 марта 2015 года, Святейший Патриарх Кирилл сказал, что «некогда общехристианский фундамент Восточной и Западной Европы сегодня подвергается разрушению, в первую очередь в Западной ее части. Россия пока еще сохраняет духовный фундамент, настаивая на важности духовных ценностей». Против этих ценностей и направлен спектакль «Тангейзер». Для новосибирцев есть серьезный повод задуматься о духовно-нравственной атмосфере родного города.
Потому что культура — это прежде всего святыни народа.