Митрополит Антоний (Паканич): «Правила духовной безопасности в связи с расколом» (16.01.19)

В последнее время повсюду только и разговоров о Томосе, новосозданной структуре ПЦУ, главных действующих лицах данного движения и иже с ними. Уверен, такого пристального внимания вся эта кампания не заслуживает.

Все повторяется

Дело в том, что подобные события не раз и в различных вариациях уже происходили. История  хранит память о постоянных разделах и переразделах земель и государств, смене границ и влияний. И Церковь практически всегда пытались втянуть в эти процессы.

Сегодня, как и ранее, некоторые не выдерживают давления, соблазнов и включаются в межконфессиональные войны, становятся на сторону гонителей, поддерживают раскол и гонения, но подавляющее большинство чад остаются верными своей Церкви, несмотря ни на какие жизненные или политические обстоятельства. Это объективная реальность.

Вспомним девяностые годы в Украине.

Ни Правительство, ни Президент не поддержали решение Харьковского Собора Украинской Православной Церкви. Никто на государственном уровне не признавал нашу Церковь. В угоду политической конъюнктуре был создан проект «украинская православная церковь киевского патриархата», который разрешал определенные задачи и был полностью подконтролен властям.

Но, несмотря на все потуги власть имущих, ни один действующий монастырь  не признал новосозданной раскольнической церкви. И никакие уговоры и запугивания не подействовали на верующих. Верующие люди в раскольничьи храмы не пошли. С истинной Церковью остались все монашествующие и весь церковный народ, люди, которые регулярно посещали богослужения, исповедовались и причащались, жили церковной жизнью. Людей не обманешь!

В раскольническую церковь ушли только те, кто политику и национальные интересы ставил выше Христа и Его Церкви, кто не ходил в храмы, а захаживал по большим праздникам, потому что «так принято», кто поддался политической пропаганде, не затрудняясь поинтересоваться и узнать правду, либо те, кому все равно куда ходить – в православные ли храмы, в униатские ли – лишь бы там служили на «правильном» языке. Эти люди никогда не являлись прихожанами Церкви, поэтому так легко и переметнулись.

Были, безусловно, случаи и насильственных захватов храмов. Но ведь насилием Церковь не построишь. Сегодня сценарий повторяется один в один. Технологи те же, принципы и задачи не поменялись.

Внешнее не за счет внутреннего

С развитием технологий произошло естественное расширение информационного поля: СМИ, соцсети, блоги стали влиять на общественное мнение, став площадкой виртуальных битв и орудием, с помощью которых можно исказить картинку или же, наоборот, навести резкость.

Существует угроза, что войны отдельных верующих в  виртуальной плоскости уведут души от настоящей борьбы – внутренней.

Некоторые пытаются делать «аналитику» и прогнозы, основываясь исключительно на своих собственных догадках, страхах и слухах. Как правило, все эти частные мнения к реальным событиям не имеют никакого отношения, они только смущают и запугивают людей.

Отдельно стоит упомянуть тех, кто распространяет пугающие слухи, не трудясь их проверить. Сеющие панику хуже врагов. Враги открыто выступают против Церкви, а  паникеры подрывают ее единство изнутри, ослабляют дух верующих.

Так же, защищая Церковь, важно следить за собой. Поскольку борьба за правду не освобождает нас от правил христианской жизни. За правду нужно сражаться, безусловно. Но какой ценой – имеет значение. Переходя на оскорбления, клевету, домыслы, унижения других, мы опускаемся сами. Это не по-христиански и не по-человечески.

Защита Церкви должна происходить исключительно под руководством пастыря или Священноначалия.

Что же до споров и полемики в соцсетях, стоит помнить, что победить в споре часто невозможно. Истина не рождается в споре. Это заблуждение. Истина абсолютна, она была, есть и будет. Её не могут породить смертные люди, она сотворена до бытия человека. Истина и есть Бог. Человек в состоянии только познать её в меру своих сил и возможностей, посредством расчищения завалов своей души, искреннего покаяния и приближения к Богу.  Наша задача не спорить, а свидетельствовать об Истине и вскрывать, если возможно, клевету на Церковь и Ее служителей.

Но самым главным доказательством истины будет только жизнь во Христе. Это единственный путь служения ей.

Главная битва

Когда холод касается земли, она каменеет. То же происходит и с нашей душой, когда она прикасается к злу.

Смутные времена характерны тем, что усиливаются искушения, внутренние нападки, обостряется духовная борьба. И задача врага – с помощью внешних факторов отвлечь человека от работы над собой.

Наши страсти раздирают нас, усиливают свою власть и действие. Поэтому так важно хранить мир в душе. Время сосредоточится на своих грехах, выявлять их, честно признаваться себе в них, искренне каяться и исправляться.

Своей внутренней работой мы уравновесим гармонию в мире, поможем добру преобладать над злом. Наше сердце должно стать той площадкой, где будут происходить самые важные для нас битвы, ведь на Суд Божий мы предстанем сами, без какого-либо сопровождения, один на Один с Богом, со своей личной историей духовных войн и только за свои победы и поражения будем держать ответ.

Пусть сегодня слова пророка Ионы: «еще сорок дней – и Ниневия будет разрушена!» – звучат для каждого из нас.

Пусть проповедь пророка поразит ужасом наши сердца, как поразила в свое время ниневийского царя и народ, которые раскаялись в своей нечестивости, объявили 40-дневный пост, и вследствие раскаяния Господь помиловал их и не навёл на них бедствия, предвозвещенные устами пророка Своего.

Будем каяться и молить Господа о прощении грехов и вразумлении.

Пусть лучше нас мир возненавидит за истину, чем возлюбит за ложь.

И лучше мы останемся в одиночестве с истиной, чем в толпе, но с ложью и заблуждением.

Записала Наталья Горошкова

Источник