Санкт-Петербург. Круглый стол «Русская цивилизация в исторической ретроспективе и перспективе» (16.11.17)
16 ноября 2017 года в Российском Институте Истории Искусств в рамках VI Санкт-Петербургского Международного культурного форума состоялся круглый стол «Русская цивилизация в исторической ретроспективе и перспективе» организованный совместно с Институтом культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева.
Следуя заявленным целям мероприятия, участники в своих докладах и в процессе дискуссии обсудили актуальные проблемы и перспективы существования Русской цивилизации, постарались выявить основные точки зрения в гуманитарном научном сообществе на природу и смыслы культурно-цивилизационных трансформаций Русской цивилизации, выделить ключевые идейно-смысловые моменты этого процесса, его этапы, силы и факторы, включая столетие революций 1917 года, выявить необходимость и существенные грани духовно-нравственного измерения, обозначить ценностные приоритеты и исключительную важность культурного наследия, исторической памяти и традиций в современных социокультурных практиках и формировании национального самосознания.
В заседании принял участие первый заместитель Министра культуры Российской Федерации Владимир Владимирович Аристархов.
С приветствием от Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия(http://mitropolia.spb.ru/docs/privetstvie-uchastnikam-mezhdunarodnogo-kulturnogo-foruma-) выступил протоиерей Александр Пелин, кандидат богословия, председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, директор АНО «Центр этнорелигиозных исследований».
Затронуты проблемные вопросы:
- Культурное наследие и национальная память в возрождении Русской цивилизации.
- Культурно-цивилизационная идентичность России: от идеологического противостояния к духовно-национальному единству.
- Ценности русской цивилизации в исторической ретроспективе: культурная эволюция или ценностные трансформации.
- Православие как важнейшая основа развития русской цивилизации и этнокультурное многообразие.
- Новые смыслы культурной политики в условиях «конфликта цивилизаций»: человек и искусство в эпоху революций.
- «Русский мир» как культурный проект.
- Будущее русской цивилизации и культуры: надежды, вызовы и альтернативы.
Темы выступлений спикеров:
- А. Л. Казин. Русская цивилизация: идеальное и реальное: https://www.youtube.com/watch?v=mPoOlbx0mP0
- А. Н. Ужанков. Духовно-историческое основание русской цивилизации: https://youtu.be/wgDUUK_ZOkA
- П. Е. Фокин. Русская классическая литература как «геном» национального самосознания
- Г. В. Скотникова. Вечная Россия в меняющей культурно-исторической реальности: https://youtu.be/zzbOthe3z3Y
- В. В. Василик. Православие в современном мире и Россия
- О. Б. Сокурова. Сакральные архетипы и символы Святой Руси: https://www.youtube.com/watch?v=mCo-aIGr35k
- В. В. Медушевский. О силе, поднимающей цивилизации
- К. А. Кокшенева. Русская культура и вызовы современного мира: https://youtu.be/wFCZKDfqU60
- М. Н. Цветаева. Образование и современная культура в контексте христианского миропонимания
- Д. Л. Спивак. Петербургский период российской цивилизации: проблемы и перспективы
- Т. В. Беспалова. Национальная (имперская) память русского народа или «история русской памяти» и «память о русской истории»: опыт цивилизации
- Т. А. Сенюшкина. Православное мировоззрение как фактор формирования русской правовой культуры
- Д. А. Ивашенцов. Пространство и время русской культуры сквозь призму альманаха «Русский мiръ»
Участвовали заочно с публикацией докладов:
- Валерий Николаевич Расторгуев, доктор филос. наук, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, зам. председателя Научного совета при Президиуме РАН по изучению и охране культурного и природного наследия;
- Илья Анатольевич Треушников, доктор философских наук, начальник кафедры философии Нижегородской академии Министерства внутренних дел России;
- Олег Викторович Парилов, доктор философских наук, профессор кафедры философии, Нижегородской академии Министерства внутренних дел России;
- Марина Владимировна Петрова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи.
Бурляев Николай Петрович. Доклад «Экология души — спасение человечества»
Казин Александр Леонидович. Доклад «Русская цивилизация: идеальное и реальное»
Ужанков Александр Николаевич. Доклад «Духовно-историческое основание русской цивилизации»
Скотникова Галина Викторовна. Доклад «Вечная Россия в меняющейся культурно-исторической реальности»
Сокурова Ольга Борисовна. Доклад «Сакральные архетипы и символы Святой Руси»
Кокшенёва Капитолина Антоновна. Доклад «Русская культура и вызовы современного мира»
Цветаева Марина Николаевна. Доклад «Образование и современная культура в контексте христианского миропонимания»
Беспалова Татьяна Викторовна. Доклад «Национальная (имперская) память русского народа или «история русской памяти» и «память о русской истории»: опыт цивилизации»
Сенюшкина Татьяна Александровна. Доклад «Православное мировоззрение как фактор формирования русской правовой культуры»
Источник: Российской Институт Истории Искусств
публикация по теме:
История ходит по кругу
«Русская цивилизация в исторической ретроспективе и перспективе». Ее «определяли» в Российском институте истории искусств на «круглом столе», организованном совместно с Российским НИИ культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева под эгидой Министерства культуры. Участники дискуссии — ученые из Петербурга, Москвы, Крыма — были едины: православие является ядром русского культурного кода. С этой точки зрения докладчики рассматривали и события 1917 года — как попытку сломать историческую традицию России. И сегодня, по их мнению, тоже происходит атака на православие.
Иллюстрация pixabay.com
— Русская история ходит по кругу: это борьба за идеалы нашей истории и культуры. Ядро России, то, на чем она держится, — это православная вера и русский язык, — подчеркнул исполняющий обязанности директора Российского института истории искусств доктор философских наук Александр Казин.
По его мнению, события февраля 1917 года и августа 1991-го стоят в одном ряду. Одна революция — буржуазная, вторая — необуржуазная. Это две попытки разрушить русское ядро. Февральская продолжалась девять месяцев и была преодолена октябрем 1917-го, когда под другими лозунгами был возрожден русский архетип. Как считает Казин, если бы не Октябрьская революция, ни о какой сверхдержаве СССР не могло бы быть и речи. Второй попытки сломать русское ядро, начатой в 1991 году, хватило на девять лет. И она тоже была отвергнута…
Участники дискуссии отмечали, что многие нынешние беды — результат духовного и национального нигилизма, культивировавшегося в 90-е годы ХХ века. Как и сто лет назад, сегодня православие проходит испытание на стойкость.
— Святая Русь продолжала существовать даже в самые безбожные времена советской власти. Просто она уходила в глубину, как град Китеж. И там продолжала жить — в тишине, собранности и преданности Христу. Святая Русь была, есть и будет, — сказала доктор культурологии Ольга Сокурова, доцент Санкт-Петербургского госуниверситета.
По мнению доктора культурологии Галины Скотниковой, профессора Санкт-Петербургского государственного института культуры, в современной России царствует пошлость, то есть абсолютная бездуховность, полное погружение в земное, материальное. Более того, духовно-национальная беспочвенность начинает восприниматься как норма, и некоторые молодые люди готовы без особых сожалений расстаться с родиной, исходя исключительно из соображений комфорта. Они задаются вопросом, который звучит по крайней мере дико: «Какую страну избрать для проживания?».
Тревогой о состоянии культуры было пронизано и выступление заместителя председателя общественного совета при Министерстве культуры народного артиста Николая Бурляева. По его мнению, сегодня на сцене можно нередко увидеть «бесстыдное извращение русской классики», а в музеях рядом с картинами великих мастеров «вывешивают бездарные треугольники и параллелепипеды». Причина в том, что культура ориентирована на коммерцию, рынок, потребление. Но у культуры, призванной просвещать, и у рынка, нацеленного на зарабатывание денег, совершенно разные задачи… Закончил свой доклад Бурляев призывом: «Да здравствует великая российская духовно-нравственная революция!».
— Русская православная церковь сегодня постоянно сталкивается с материализмом потребительского общества, — считает доктор исторических наук (и одновременно дьякон) Владимир Василик. — Современная молодежь, воспитанная вне духовных основ и традиций, не умеет даже себя вести в храме. Мне порой приходится объяснять самое элементарное: как молиться, каковы правила поведения, к примеру, в трапезной… Более того, молодые люди зачастую просто не хотят идти в церковь, потому что та требует смирения. Им нужна церковь, которая бы им потакала…
Кстати, как показывают последние общероссийские социологические опросы, у большей части жителей России, считающих себя православными, представления о символе веры весьма смутные. 13% либо вовсе не верят в бога, либо не уверены, существует ли он. 16% не верят в жизнь после смерти, по 17% не верят в существование ада и дьявола. Однако — вот парадокс — в царствие небесное верят до трети атеистов. Три четверти жителей России не соблюдают Великий пост. Иконки-обереги в своих автомобилях прикрепляют многие, но все ли эти люди верующие? По данным того же соцопроса, воцерковленных россиян не больше 7%.