Протоиерей Владимир Вигилянский: «Что же такое ТОМОС, о котором все говорят?» (14.10.18)
Прошу прощения у просвещенных читателей, что мне приходится говорить об элементарных вещах, напоминать никем не оспариваемые исторические факты, ссылаться на документы, введенные в научный оборот сотни лет назад, напоминать принятые полнотой Православия на Вселенских Соборах каноны (законы) Церкви.
Если вкратце:
1. Томос – это указ (или грамота) Поместной Православной Церкви о предоставлении ее географической части права автономии в управлении (иногда это называют автокефалией).
2. Русская Православная Церковь получила автокефалию от Константинопольского Патриархата в 1589-1593 годах, учредив на своей территории Патриаршество. Этот акт был подтвержден другими Патриархатами.
3. Окончательное политическое воссоединение украинских земель с Россией произошло в 1654 году. Ранее, начиная с 13 века, земли западной Руси были захвачены инородцами и иноверцами и разделены между собой (Турцией, Польшей, Литвой, Венгрией, Молдавией). В результате многочисленных войн Константинопольский Патриархат не мог никаким образом управлять в религиозном смысле этой территорией.
4. Политическое воссоединение подтолкнуло к решению церковных проблем. В 1686 году Русская Церковь получила от Константинопольского Патриарха законную грамоту об управлении Киевской епархией (не временном, а вечном управлении). Все 11 документов об этом, хранящиеся в наших архивах в подлинниках, были опубликованы еще в 1826 году. Никаких опровержений этих грамот, посланий и писем никогда не было. (Фото 1)
5. Истинный томос – Грамоту об автономном самоуправлении Украинская Православная Церковь получила от Патриарха Алексия II в 1990 году. (Фото 2-3)
Эта автономия распространяется на организационные, имущественные, кадровые, юридические, судебные, финансовые вопросы. При этом Предстоятель Украинской Церкви является постоянным членом Синода Московского Патриархата, но никакой архиерей Русской Православной Церкви даже не присутствует на заседаниях Синода Украинской Церкви.
6. Решение Константинопольского Патриархата об отзыве права управлять Украинской Церковью Московским Патриархатом (что в реальности после даровании автономии Украинской Церкви не происходит) является уникальным в истории актом, нарушающим десятки канонов Вселенских Соборов. То же самое можно сказать о единоличном решении о снятии анафемы с раскольников.
Под удар поставлены многие Поместные Церкви, которые получили автокефалию от Фанара за последние 100 лет. Это же касается и раскольников, которые есть в каждой Поместной Церкви, в том числе, и в Турции.
7. Последние решения Константинопольского Патриархата выводят его из церковного круга проблем всемирного Православия и превращает эту структуру в политический институт.
См. обзор грамот и посланий Константинопольского Патриарха в Москву за май-июнь 1686 гг. здесь