Ростислав Ищенко: «Кандидат в антихристы» (10.10.18)
Можно ждать ещё двое суток и гадать, как именно оформит свои решения текстуально патриарх Варфоломей, прикрывающийся Синодом Константинопольского патриархата, который должен до 11 октября прояснить вопрос с украинской автокефалией. Однако беспрецедентное по резкости заявление Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прозвучало уже 9 октября.
Патриарх констатировал превышение Варфоломеем своих полномочий, претензию на несвойственную православному архиерею власть и заявил, что действия Константинопольского патриархата могут привести к расколу в мировом православии, столь же глубокому, как раскол XI века (имеется в виду раскол христианства на Католическую и Православную церкви, формальной датой которого считается 1054 год).
Ранее, в сентябре, по итогам выступления Варфоломея на так называемом Синаксисе (соборе епископов Константинопольского патриархата) РПЦ уже перестала поминать его в патриарших богослужениях, заявила о выходе из всех структур, в которых председательствует Константинопольский патриархат, и постановила приостановить совместные служения с иерархами Константинополя. Это — грань открытой войны. Дальше может следовать только разрыв всех связей, обвинение в расколе и обоюдные проклятия.
Жёсткость заявления патриарха Кирилла от 9 октября свидетельствует о том, что РПЦ не испытывает иллюзий относительно того, какое решение озвучит Варфоломей и формально проштампует стамбульский Синод. Это уже не предупреждение, не увещевание, но фиксация своей позиции перед всем мировым православием, которому предлагается сделать выбор между Москвой и Константинополем.
При этом патриарх Кирилл не случайно делает акцент не на перспективе украинской автокефалии (перспективы на данный момент нет, ибо автокефалию некому давать), но на претензии Варфоломея на папскую власть в православии. Напомню, что согласно христианской эсхатологии перед концом времён и Страшным Судом должны явиться лжепророки, и главный из них даже станет предстоятелем всемирной Церкви. Обычно говорят «станет папой». Но речь в Священном Писании идёт именно о предстоятеле всемирной Церкви. С точки зрения православных, католики — схизматики, то есть папа не может быть предстоятелем вселенской Церкви, ибо находится за её пределами. А вот претендующий на «вселенскость» и на папские полномочия Константинопольский патриарх как раз очень хорошо вписывается в образ лжеучителя, лжепророка и лжепредстоятеля, который должен устроить гонения на истинных православных перед концом времён.
РПЦ ещё не обвиняет прямо. Она, как и положено истинной Церкви, оставляет Варфоломею возможность одуматься перед последним роковым шагом. Но ни у кого из предстоятелей 14 канонических православных церквей не должно остаться сомнений в том, как именно оценивает РПЦ потуги Варфоломея. Дело в том, что для человека верующего то, что происходит сейчас, является не спором за юрисдикцию, не спором об имуществе, не историческим спором, как это пытаются представить сторонники Варфоломея. Для верующего это даже не политика, в которую давно ударился Константинопольский патриархат, променявший службу Господу на службу князьям мира сего. Речь идёт о вечном — о спасении бессмертной души. И каждый предстоятель, каждый иерарх, каждый священник, каждый прихожанин каждой из канонических поместных церквей должен задать себе вопрос: готов ли он пожертвовать спасением души ради амбиций Варфоломея. Умыть руки по-пилатовски в этом случае невозможно.
По сути отказался Константинополь и от компромисса в виде передачи вопроса об украинской автокефалии на рассмотрение Всеправославного собора, как предлагала Антиохийская церковь. Варфоломей упорно настаивает на своём праве решать этот вопрос лично.
Между тем в христианстве (далеко не в одном только православии) по умолчанию действует правило, созвучное лозунгу, породившему Войну за независимость США. Американцы утверждали, что «нет налогов без представительства», отказывая британскому парламенту в праве вводить налоги в колониях на том основании, что в нём нет депутатов от колоний. В разных христианских церквах полномочия предстоятелей различны. Папы римские долгое время правили фактически самодержавно, православные патриархи всегда были в своих решениях ограничены Синодом. Но так или иначе и пап, и патриархов избирали (в соответствии с собственной процедурой) те церкви, которыми они затем управляли. Вмешательство посторонних иерархов в дела поместной церкви в виде третейского суда могло состояться только в том случае, если сама церковь просила об этом.
Варфоломей не просто претендует на каноническую территорию РПЦ, он пытается присвоить себе полномочия, которыми даже папы римские не обладают. Но папа, хоть и имеет право раздавать кардинальские шапки, вначале теми же кардиналами избирается. Варфоломей же пытается руководить внутренней жизнью УПЦ МП и РПЦ, которые к его избранию никакого отношения не имеют. По сути он становится самозванцем.
Варфоломей не мальчик и патриархом не вчера стал, и автокефалию для своей карманной церкви у него Киев не первый раз просит. Раньше Варфоломей прекрасно понимал, что это решение находится за пределами его компетенции, и публично озвучивал эту позицию, несмотря на то что во время правления Ющенко Вашингтон оказывал на него сильное и открытое давление в пользу автокефалии на Украине для кого угодно. То есть если сейчас он принял решение всё же ввязаться в игру с автокефалией, то все возможные последствия были им взвешены.
Он понимал, что по сути отказывается от веры Христовой, идя вопреки православной традиции. Он понимал, что ему некому предоставлять на Украине автокефалию (каноническая УПЦ МП об этом не просит, а раскольники самим Варфоломеем не признаны). Он понимал, что тем самым он вызовет раскол в мировом православии. Если учесть, что не менее 60% всех православных в мире являются прихожанами Московского патриархата, это значит, что Константинополь в лучшем (идеальном для себя) случае может рассчитывать на поддержку лишь половины мирового православия. С более же высокой вероятностью он окажется в меньшинстве по количеству православных душ, даже если удастся выдавить поддержку из большинства церквей. Также понимает Варфоломей и то, что Порошенко хочет его использовать для решения своей утилитарной предвыборной проблемы. От независимой (но подконтрольной киевским властям) украинской политической (а не поместной) церкви Константинополю никакого профита — одни проблемы и головная боль.
Если Варфоломей решился пойти на раскол мирового православия, отважился войти в историю расколоучителем и предтечей Антихриста, то исключительно потому, что, будучи политиком в рясе, а не архиереем, не священником и не монахом (коими притворяется), он увидел возможность политического манёвра. Порошенко хотел использовать его, а он решил использовать Порошенко. Варфоломей воспользовался просьбой украинских властей об автокефалии для того, чтобы создать на Украине ещё одну псевдоправославную структуру под контролем Константинопольского патриархата. Раз томос об автокефалии давать некому, но Порошенко просит кому-нибудь его дать, значит, можно требовать от него создания соответствующей структуры — украинского экзархата Константинопольского патриархата, которому когда-нибудь потом, в отдалённом будущем, может быть, будет дарована автокефалия.
Варфоломей учитывает, что Порошенко деваться некуда. Ему необходимо отрапортовать перед выборами о том, что он «победил Москву, Кремль, РПЦ». Для этой цели экзархат подходит ничуть не хуже, чем автокефалия. Какая Порошенко разница, что называть «национальной церковью», если для него «национальная» значит конфликтующая с РПЦ, а конфликт будет обеспечен. И повод для изъятия у УПЦ МП храмов и монастырей (тех, что находятся в государственной собственности), а также для их силового захвата (тех, которые принадлежат не украинскому государству, а непосредственно УПЦ МП) более чем подходящий. Ну а Варфоломей использует силовые возможности украинского государства и ассоциированных с ним нацистских бандитов для расширения сферы своего влияния на новые территории с миллионами прихожан.
Это, конечно, не по-христиански, но Варфоломей сделал выбор в пользу политики и де-факто перестал быть монахом и православным иерархом, оставаясь им де-юре. Эти две позиции (политик и молитвенник) с позиции православия просто невозможно совместить («волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой»).
Исходя из вышеизложенного, можно в целом прогнозировать формат решения Синода Константинопольской церкви.
Поскольку автокефалию давать некому, но признать это нельзя, Синод должен будет формально одобрить притязания Варфоломея на самодержавное верховенство в православии, в частности его право по собственному усмотрению даровать автокефалию кому попало. Синод должен будет также заявить что-то вроде того, что православные Украины имеют право на автокефалию, не называя конкретной структуры, которой автокефалию можно (или нужно) даровать. И Синод также должен будет одобрить шаги, которые Варфоломей уже сделал или сочтёт нужным сделать в будущем в этом направлении.
Если эти или подобные решения будут приняты, можно будет сказать, что второй Великий раскол состоялся, а расколоучитель Варфоломей сделал серьёзнейшую заявку на то, чтобы стать предтечей Антихриста. В таком случае кровь, которая, несомненно, прольётся на Украине в результате уже предпринятых Варфоломеем шагов, станет только первыми каплями в тех потоках, которые захлестнут мировое православие, да и христианство в целом. Если же епископат Константинопольской церкви найдёт в себе силы откорректировать позицию своего предстоятеля и хотя бы предложит вынести вопрос на Всеправославный собор, то самое страшное отодвинется, хоть на Украине столкновений вряд ли удастся избежать. Впрочем, возможно, что и эти столкновения тогда пройдут с меньшим накалом и меньшим кровопролитием.
Впрочем, как было сказано, беспрецедентная жёсткость упреждающего заявления патриарха Кирилла, фактически предложившего всем православным определиться, с кем они: с Христом или с Варфоломеем, свидетельствует о том, что надежды на победу здравомыслия практически не осталось. РПЦ готовится защищать каноническое православие, а УПЦ МП готовится к гонениям и к уходу части паствы.
«Ибо много званных, а мало избранных». «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются».
Источник: Украина.ру