Всеволод Чаплин: «Последнее искушение Патриарха Кирилла» (20.09.18)

Там изменили веру, там нет Христа и спасения.

В первые дни осени, отмеченные вероломными действиями Константинопольского патриархата на Украине, у нас началась настоящая «церковная весна». Люди, раньше молчавшие или замалчиваемые, стали громко говорить то, что надо было услышать десятилетия назад: «патриархат невидимой империи» давно скатился в ересь, в крайний модернизм, в откровенное нарушение и переписывание канонов. То есть перестал быть православным. Он может сколько угодно объявлять автокефалии, но в ответ надо сказать: не ходите в обновленческие храмы.

Там изменили веру, там нет Христа и спасения. Это будет честнее, а значит, понятнее, чем все рассуждения об автокефалиях-экзархах-синаксах-томосах. Тем более что за такими рассуждениями люди справедливо видят не спор об истине, а борьбу за материальные интересы.

Впрочем, постправославные либералы, на время затаившиеся, потихоньку начинают как раз на эти интересы и давить. В интернете – а также, думаю, за кулисами – они пытаются разменять «церковную весну» на простую мысль: надо договариваться с Константинополем и киевским «политикумом» о компромиссе взамен на некоторое количество храмовых зданий. Дескать, вы нам непротивление «автокефалии» — мы вам часть приходских церквей, процентов 10-20. Вы нам возвращение в «межправославный процесс», решительно модерируемый Константинополем в интересах западных элит, — а мы не захватим Почаевскую лавру. Патриарха Кирилла ставят перед сложным выбором. Ясно, что он в любом случае теряет несколько тысяч приходов на Украине. Но одновременно его пугают клеймом «разрушителя православного единства», а взамен на сохранение этой сомнительной общности обещают чисто материальные преференции.

На это искушение поддаваться не стоит, и вот почему. Во-первых, все равно обманут – и в Киеве, и в «патриархате-фантоме». Пообещают «не отнимать» то, что отнять все равно не смогут: ту же Почаевскую лавру, храмы Одесщины или Слобожанщины люди будут отстаивать любой ценой, а кровавый конфликт сейчас Киеву не нужен. Когда при помощи новой «автокефалии» задушат консервативную часть верующих, — то все равно и храмы, и Почаев отнимут. Поствизантийские иерархи умеют делать шаг вперед и полшага назад. Чтобы потом шагнуть вперед два раза.

Во-вторых, пойдя после недавних решительных заявлений на сделку с Фанаром или Банковой, московский Патриарх окончательно разочарует консервативную часть российского и мирового православного сообщества, которая после осуждения фанарских новшеств частично возобновила к нему симпатии. За этими людьми, а не за «гламурным православием», — большинство активного и глубоко верующего церковного народа. Голос Церкви – это именно он, а не осторожные спикеры, оглядывающиеся на мирскую «реальность», то есть на настроения политических, экономических и «культурных» элит.

В-третьих, продавать истину за храмы – это вообще безумие с точки зрения христианина. Мириться с совместными православно-«католическими» богослужениями, с отказом от канонического принципа единобрачия духовенства, с отказом считать гомосексуализм грехом (об этом заявил недавно один из назначенных на Украину фанарских «экзархов») – значит уйти от полноты и строгости настоящего христианства. Это гораздо хуже, чем потерять вообще все храмы и уйти в катакомбы.

Поэтому ответ на искушение хлебами и земным могуществом должен быть простым, однозначным, евангельским, как заповедано Христом: «Да будет слово ваше «да, да», «нет, нет», а что сверх этого, то от лукавого». А дальше нужно предавать «патриархат невидимой империи» всеправославному суду за его ереси и беззакония. А потом переформатировать всю систему 14/15 Поместных Церквей – систему, придуманную словно бы специально для того, чтобы отдать власть в православном мире греческой группировке прозападных модернистов.

Те же, кто предлагают вместо этого стены, хлеба и земное могущество, по сути повторяют аргументы, услышанные Христом в пустыне. И им ли верить?

Протоиерей Всеволод Чаплин,

http://realtribune.ru/news/people/1090