Владимир Вольвач: «Возвращение домой, в Третий Рим…» (10.09.18)
Сегодня мы находимся в ситуации, когда процесс утверждения России в роли центра мирового православия, начатый в 1589 году, может быть, наконец, завершен.
На днях произошло событие, которое пока еще не оценено в должной мере мировыми СМИ, но которое может очень многое изменить в современной истории России. Константинопольский патриарх Варфоломей, в духе византийской традиции, послал на Украину двух экзархов, выходцев из Западной Украины, для реализации идеи предоставления автокефалии украинской православной церкви.
Это «византийство» было достойным образом оценено Русской Православной Церковью, которая устами председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамский Илариона сформулировала свое отношение к этому так: «Константинопольский Патриархат, таким образом, теперь уже открыто встал на тропу войны. И это война не только против Русской Церкви, не только против украинского православного народа. Это война, по сути дела, против единства всего мирового Православия ».
Возможным последствием этого будет утрата первенствующей позиции Константинопольского патриархата: «по крайней мере, половина от этого 300-миллионного населения больше не будет его признавать даже первым в семье Православных Церквей».
Необходимо отметить, что мировое православие управляется не так, как католическая церковь, строго подчиняющаяся римскому папе в Ватикане; все православные поместные церкви равны между собой, хотя некоторые из них выглядят «равнее» других. За Константинополем лидерство обеспечивается чисто исторической преемственностью, в пользу авторитета РПЦ говорит самая большая численность прихожан, и опять же историческая традиция. В 1589 году, когда Москва учредила собственное патриаршество и перестала зависеть от Константинополя, она была единственной православной церковью, находящейся в православном государстве, управляемом православным государем. Именно это обстоятельство послужило формированию идеологии Третьего Рима, которая в последующие триста лет оказала огромное влияние на наше национальное развитие и утверждение высокого статуса России в миропорядке.
Сегодня мы находимся в ситуации, когда процесс утверждения России в роли центра мирового православия, начатый в 1589 году, может быть, наконец, завершен, в случае если Константинопольская церковь, увлекшаяся геополитическими играми, окончательно утратит свой авторитет. Почему это так важно для России сегодня?
В стратегии национальной безопасности США, которая была утверждена год назад, и которую Трамп пытается реализовать, Россия и Китай определены как «ревизионистские державы», которые, как заявил представитель администрации президента, «хотят создать мир, не обязательно соответствующий нашим интересам и ценностям ».( РИА Новости https://ria.ru/world/20171218/1511181687.html)
И здесь трудно спорить с американцами – и Россия, и Китай, а с ними еще много других, более слабых стран, действительно хотя создать миропорядок, который совсем не обязательно соответствует американским интересам.
Такого, или подобного ему, масштаба передел мира за последние сто лет был только дважды – в Первую и Вторую мировые войны. Третий передел начался в 1991 году с разрушения СССР, и Запад, как Наполеон после взятия Москвы, подумал, что война на этом закончилась. Однако, как это уже не раз было в истории, Россия только собиралась с силами, чтобы оправиться после поражения и вновь заявить о своем статусе мировой державы.
Первая мировая была войной армий, Вторая мировая – войной народов, третья мировая, которая пока еще не признается, но идет – война институтов; именно социальные институты, в том числе религия, пресса, , демократия, культура играют в ней роль главной действующей силы.
Самый серьезный удар по СССР был нанесен не ракетами, и даже не экономическими санкциями – были разрушены институты, обеспечивающие преемственность поколений. Эти функции в образовании и воспитании подрастающего поколения до сих пор не восстановлены. Общество не может существовать, если не обеспечивается передача от прошлых поколений к будущим национальные ценности, примеры и образцы поведения, морально-нравственные нормы, идеология, наконец.
Все эти механизмы были уничтожены вместе с КПСС, и вот мы уже видим вступающее во взрослую жизнь поколение, которое выросло в диком нравственном поле, в ситуации воспитательного хаоса, и если бы не влияние советских бабушек и дедушек, если бы не одинокий маяк в бушующем океане, которым стал День Победы, то об истории России как нации, можно было уже забыть. Общество состоящее из одних потребителей, раздробленное и атомистическое, может быть порабощено кем угодно; как это происходит, хорошо видно на примере Украины.
В лице идеологии «Третьего Рима» мы не только получаем национальную идеологию, на которой тысячу лет воспитывалось российское общество, в русле которой развивалось государство, но и воссоздаем институт, эту идеологию формирующий, и способный обеспечить ее преемственность в поколениях.
Но это лишь половина дела; вторая половина заключается в том, что утвердившись в роли центра Ортодоксального Христианства (именно так именуют Православие в мире, прежде всего на Западе), Россия может концептуально оформить идеологию возврата в традиционным ценностям, и поучить на этой основе признание и поддержку со стороны тех государств, и тех политических сил, которые либеральной прессой сегодня презрительно и ложно определяются как «ультра-правые». Этот чисто пропагандистский стереотип на самом деле обозначает движение за возврат к национальным традициям, который ширится и растет во всем мире, и который Россия может возглавить.
Возвращение к идеологии Третьего Рима – это возврат к многовековой исторической традиции; на такого же масштаба традиции, как на фундаменте, стоят Соединенные Штаты. Для нас это как возвращение домой после долгих скитаний – все здесь нам знакомо, все освящено деяниями предыдущих поколений, каждая деталь говорит и о долгой истории, и о славном будущем…
Владимир Вольвач
Источник: АП-ПА