Владимир Вольвач: «В своем обращении Путин ответил на вопрос о модели экономики» (03.09.18)

В своем обращении по поводу изменений в пенсионном законодательстве Путин на словах давал ответы на вопросы, которые опять же на словах, задавали ему россияне.

И тем не менее главный вопрос не прозвучал в многочисленных анонсах, но Путин на него ответил.

Этот вопрос – о модели российской экономики.

Ни для кого не секрет, что все социальные гарантии, льготы и привилегии, как на фундаменте, покоятся на экономике, и жестко зависят от ее модели. До сих пор у нас сохраняется либеральная модель, которая обеспечивает интеграцию в мировую экономику, ориентирована на интересы крупного капитала, но социальные гарантии здесь – «по остаточному принципу»; вместе с тем она вызывает социальное расслоение.

Не то чтобы ей противоположна, но сильно отличается социал-демократическая модель (как в Германии и других странах Европы); в значительной степени она ориентирована на рост доходов населения, поскольку экономический рост зависит от масштабов потребления.

Есть еще и мобилизационная модель, мы с ней хорошо знакомы по примеру СССР.

Главный вопрос, на который должен был ответить президент – будет ли Россия отказываться от либеральной модели экономики?

На практике это могло бы обозначать жесткое государственное регулирование, ориентация не на внешний, а на внутренний рынок, фактический выход из ВТО, поддержка отечественных производителей всякими льготами, преференциями, пошлинами; возможно, запрет на вывоз капитала и введение жесткого валютного контроля.

Никаких офшоров, но зато можно не обращать внимание на санкции.

Понятно, что такая модель вызовет коренное изменение внешней и внутренней политики – можно беспрепятственно разрубать украинский узел, строительство Северного потока-2 перестает быть судьбоносным, олигархов придется уничтожать (не физически, а как класс), ну и много чего еще.

В общем, возникает множество возможностей, но и много рисков, и главный из них – увеличить конфликт не только с Западом, но и другими государствами. Безусловно, конец стабильности. Но зато пенсионную реформу можно не проводить.

К большому разочарованию очень многих, президент своими ответами и предложениями по пенсионной реформе фактически подтвердил: смены модели экономики не будет, она остается либеральной, все изменения пенсионной системы будут осуществляться в рамках этой модели.

Как показывают социологические опросы, рейтинг президента после обращения не только не обрушился, а даже показал намек на рост; а ожидаемые протестные мероприятия в минувшие выходные не продемонстрировали массовости. В частности, по данным Левада-центра, одобрение деятельности Президента в августовском опросе поднялось с 67% до 70%, в тоже время количество считающих, что страна движется по неверному пути, продолжает увеличиваться, а рейтинг Медведева, имя которого связывается с либеральной моделью, продолжает свое падение.

Не будет преувеличением сказать, что россияне приняли аргументы президента, и примирились с тем, что сроки выхода на пенсию будут увеличены. Но это ненадолго – от Путина все еще ждут ответа, каким образом либеральная модель экономики обеспечит экономический рост. Только рост экономики, а с ним — и доходов населения, снимет и вопрос о пенсиях.

Задача совсем не из легких, и решить ее будет куда труднее, чем изменить пенсионное законодательство.

Источник: АП-ПА